Организация приобрела программное обеспечение (ПО) сроком использования 1 год. Покупка оформлена договором, по которому продавец передает организации в собственность продукцию. Под продукцией понимаются программное обеспечение, а также эксплуатационная и сопроводительная документация. Покупателем и поставщиком все обязательства по договору выполнены. Передача ПО оформлена товарной накладной. Стоимость указана с НДС.
Организация приняла на учет ПО как прочие внеоборотные активы с периодом списания 1 год. В марте 2015 года часть стоимости списана в расходы. Программное обеспечение учтено на счете 97.
В апреле 2015 года с поставщиком была достигнута договоренность о замене годовой подписки на трехгодичную. Произведена доплата. Для замены ПО со сроком использования 1 год на ПО со сроком использования на 3 года поставщик просит вернуть годовую подписку по накладной, чтобы отгрузить подписку на 3 года, так как в бухгалтерском учете поставщика ПО учитывается как товар. ПО на 1 год и ПО на 3 года - это два разных товара. Поставщик является перепродавцом ПО. Каков порядок бухгалтерского учета операции по замене ПО?


28 мая 2015

Юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п.п. 1, 2 ст. 421 ГК РФ).

Как следует из вопроса, права на программное обеспечение со сроком использования 1 год уже перешли к Вашей организации. Однако с учетом того, что договором предусмотрено предоставление прав на программное обеспечение на определенный срок, мы полагаем, что до истечения этого срока (1 год) договор нельзя считать полностью прекратившимся в связи с исполнением его сторонами. Поэтому замену одного программного обеспечения на другое, на наш взгляд, следует рассматривать не как новый договор, а как изменение условий первоначального договора в части его предмета, оформленное дополнительным соглашением к договору. Вместе с тем мы не исключаем, что замена программного обеспечения будет осуществляться и в рамках нового договора.

По нашему мнению, можно говорить о том, что в анализируемой ситуации свои обязательства по передаче программного обеспечения поставщик исполнил надлежащим образом. Следовательно, оснований для признания первоначальной реализации несостоявшейся у сторон договора не имеется. В этой связи мы придерживаемся позиции, что в бухгалтерском учете покупателя будут иметь место "обратная" реализация программного обеспечения и одновременное приобретение программного обеспечения с новым сроком использования. Отметим, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Разъяснений применительно к Вашей ситуации нам обнаружить не удалось.

Как следует из вопроса, приобретенное программное обеспечение со сроком службы 1 года учтено Вашей организацией в составе прочих внеоборотных активов.

На основании п.п. 4, 5, 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) прочими доходами являются, в частности, поступления от продажи иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров.

Одновременно в составе прочих расходов признаются расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Учитывая изложенное, полагаем, что в бухгалтерском учете организации-покупателя по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" подлежит отражению прочий доход, а по дебету счета 91 - прочий расход в сумме несписанной части стоимости программного обеспечения со сроком использования 1 год.

Пункт 6.3 ПБУ 9/99 предусматривает, что величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).

Таким образом, полагаем, что величина дохода от продажи Вашей организацией программного обеспечения будет определяться исходя из договорной цены передаваемого актива.

В учете при этом будут сделаны записи:

Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- по договорной цене отражена продажа программного обеспечения со сроком использования 1 год;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 97
- в прочих расходах учтена несписанная часть стоимости данного программного обеспечения;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "НДС"
- начислен НДС;

Дебет 97 Кредит 60
- приобретено программное обеспечение со сроком использования 3 года;

Дебет 19 Кредит 60
- выделен НДС;

Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
- НДС, предъявленный поставщиком, принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 62
- в оплату нового программного обеспечения учтена стоимость переданного поставщику программного обеспечения со сроком использования 1 год;

Дебет 60 Кредит 51
- покупателем произведена доплата.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Источник: Гарант.ру

© 2000-2020 ООО «ГАРАНТ-Ставрополь»

X

Закажите обратный звонок

Позвоним в течении 5 минут

^ Наверх