29-00-30

293-293

г. Ставрополь,
ул. Добролюбова, 18, оф. 23

Мониторинг законодательства от 05.12.2015

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 328-ФЗ "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Налог на прибыль: уточнены правила формирования налоговой базы.
Скорректированы некоторые вопросы формирования базы по налогу на прибыль.
Так, уточнен порядок признания доходов при методе начисления. При совершении операций с иностранной валютой и драгметаллами (в т. ч. по обезличенным металлическим счетам) учитывается дата перехода права собственности, а также последнее число текущего месяца - по доходам в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (кроме авансов), и положительной переоценки стоимости драгметаллов и требований (обязательств), выраженных в драгметаллах, проводимой в порядке, установленном актами ЦБ РФ. Скорректированы правила признания расходов.
Пересмотрены особенности определения доходов и расходов банков, возникающих при совершении операций с драгоценными металлами и камнями.
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 327-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Уточнен ряд вопросов уплаты НДФЛ, налогов на прибыль и имущество организаций.
Во-первых, уточнены правила налогообложения дохода по индивидуальным инвестиционным счетам. Прописываются особенности определения налоговой базы, учета убытков, исчисления и уплаты налога по операциям, учитываемым на таких счетах. Уточняется порядок предоставления инвестиционного налогового вычета.
Определяются случаи, когда обязанности налогового агента по доходу от погашения инвестиционных паев возлагаются на брокера или доверительного управляющего. Вводится запрет на удержание из денежных средств, размещенных на индивидуальном инвестиционном счете, налога по операциям, не учитываемым на этом счете.
Сведения о доходах по индивидуальным инвестиционным счетам и суммах удержанных налогов предоставляются налоговыми агентами в налоговые органы только по итогам налогового периода.
Во-вторых, скорректирован порядок исчисления и уплаты НДФЛ организациями - налоговыми агентами по месту нахождения их обособленных подразделений. При расчете налога учитывается доход, выплачиваемый как работникам подразделения, так и сторонним лицам по гражданско-правовым договорам, заключенным подразделением от имени организации.
В-третьих, изменения затрагивают порядок исчисления и удержания налога на прибыль с процентных доходов, выплачиваемых иностранным организациям по обращающимся облигациям.
Кроме того, уточнены отчетные периоды при исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем через 1 месяц со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 326-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Приняты поправки в НК РФ в части налогообложения операций займа ОФЗ и с клиринговыми сертификатами участия.
Приняты поправки в НК РФ в части налогообложения операций с клиринговыми сертификатами участия (КСУ).
В частности, поправками определены правила учета КСУ в рамках процедуры урегулирования (неисполнения второй части РЕПО с КСУ) для граждан и юрлиц. Так, используется номинальная стоимость КСУ в отличие от остальных ценных бумаг, где применяется рыночная.
Кроме того, установлен нейтральный налоговый режим для клиринговых организаций. А именно: передача (возврат) имущества в имущественный пул клиринговой организации освобождается от НДС; выдача и погашение КСУ не признаются реализацией в целях налога на прибыль; при налогообложении не учитываются операции по выдаче и погашению КСУ.
Также установлен нейтральный налоговый режим и для организаций - владельцев КСУ. Так, от налога на прибыль освобождаются операции при получении КСУ от клиринговой компании; взносы в ее имущественный пул в виде имущества, а также КСУ, предъявленные к погашению клиринговой организации, выдавшей их, не признаются расходами. Вместе с тем затраты на оплату услуг клиринговых компаний в связи с выдачей, обслуживанием обращения и погашением КСУ являются таковыми.
Кроме того, уточнены формулировки о применении льготных ставок НДФЛ и налога на прибыль в соответствии с международными договорами. Речь идет об обязательстве предоставлять информацию о налоговом резидентстве и основаниях применения льгот. Также скорректирован порядок раскрытия информации эмитентом о параметрах для расчета налога налоговыми агентами.
В перечень счетов, в отношении которых депозитарий и эмитент выполняют функции налогового агента, включены депозитные счета.
Помимо перечисленного, уточнен режим налогообложения операций займа ценными бумагами. Ранее срок договора такого займа не должен был превышать один год. Теперь данное ограничение не применяется к ОФЗ, переданным Россией АСВ для докапитализации кредитных организаций.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Консолидированные группы налогоплательщиков и НДПИ при добыче газа: поправки.
Поправки касаются НДПИ и консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).
До 2018 г. продлен мораторий на создание КГН, присоединение к уже существующим КГН (кроме случаев реорганизации участников группы). Договоры о создании КГН, зарегистрированные налоговыми органами в 2014-2015 гг., считаются незарегистрированными. При этом увеличен минимальный срок, на который может быть образована КГН, с 2 до 5 налоговых периодов по налогу на прибыль организаций. Участник КГН вправе добровольно прекратить свое нахождение в КГН (но не ранее чем по истечении 5 налоговых периодов с даты присоединения к ней (включая время продления срока действия договора о создании КГН)).
Что касается НДПИ, то уточнен порядок расчета базового значения единицы условного топлива (Еут), используемого в формуле расчета налоговой ставки при добыче газа горючего природного (кроме попутного) и газового конденсата.
Скорректирован базовый коэффициент изъятия и установлен дополнительный коэффициент, характеризующий экспортную доходность единицы условного топлива (Кгп) добытого углеводородного сырья. Предусмотрены особые условия его применения в 2016 г. Уточнен порядок применения "нулевого" коэффициента, характеризующего регион добычи и свойства нефти, в отношении "черного золота" на участках недр, расположенных полностью или частично в Каспийском море.
Также пересмотрен порядок отнесения к категории "новое морское месторождение углеводородного сырья" месторождений, расположенных в Охотском море.
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме"

Новая форма справки 2-НДФЛ.
Утверждена новая форма справки о доходах физлица (2-НДФЛ). Учтены все изменения по НДФЛ, действующие с 2015 г. и вводимые с 2016 г.
Так, появилась строка для указания реквизитов уведомления о праве на социальный вычет, который можно будет получать у работодателя. Отражается инвестиционный вычет на покупку ценных бумаг.
Введены поля, которые касаются иностранных сотрудников. Это отдельные графы для ИНН в России и в стране гражданства, строки для отражения фиксированных авансовых платежей, для реквизитов уведомления о праве уменьшить налог на стоимость патента.
Закреплено, как аннулировать справку. Нужно будет составлять аннулирующую, где указываются только данные о работнике и компании.
Приведен формат предоставления справки в электронном виде.
Прежняя форма признана утратившей силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2015 г. Регистрационный № 39848.

Приказ Минфина России от 5 августа 2015 г. № 122н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации"

Как в России оцениваются документы, содержащие международные стандарты аудита?
Утвержден порядок проведения экспертизы документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории России.
Экспертиза проводится экспертным органом по поручению Минфина России в срок не более 90 рабочих дней. Рассматривается каждый документ для подтверждения его применимости в стране. В частности, обеспечивается общественное обсуждение соответствия документа основам регулирования аудиторской деятельности. Рассматриваются поступившие предложения. Выявляются те положения документа, применимость которых на территории России подтверждена быть не может. В этом случае определяются условия, при которых возможно подтвердить применимость документа в целом или его отдельных положений.
Заключение экспертизы представляется в Минфин России на бумажном носителе не позднее 5 рабочих дней. Прилагаются вышеуказанные предложения.
Возражения Министерства по экспертизе (при их наличии) направляются экспертному органу. Последний повторно рассматривает документ в том же порядке (за исключением общественного обсуждения).
Проводится также экспертиза выявленного различия на предмет соответствия текста на русском языке тексту на английском языке.
Информация о ходе экспертизы и ее результатах размещается на сайте Министерства.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2015 г. Регистрационный № 39817.

Банковская деятельность

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 334-ФЗ "Об особенностях перечисления в 2016 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2015 года"

Особенности перечисления в 2016 г. прибыли, полученной Банком России по итогам 2015 г.
Определены особенности перечисления в 2016 г. прибыли, полученной Банком России по итогам 2015 г.
После утверждения Советом директоров ЦБ РФ годовой финансовой отчетности за 2015 г. из фактически полученной по итогам 2014 г. прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, 90% перечисляется в федеральный бюджет.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 333-ФЗ "О приостановлении действия части первой статьи 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Почти вся прибыль, полученная Банком России за этот год, уйдет в федеральный бюджет.
Внесены поправки в Закон о ЦБ РФ. Они обусловлены следующим.
Доля прибыли, перечисляемая Банком России по итогам 2015 г. в федеральный бюджет, установлена на уровне 90%. Напомним, что в предыдущие годы речь шла о 75%.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Письмо Банка России от 24 ноября 2015 г. № 01-18-1/10014 "Об особенностях отражения в бухгалтерском учете отдельных операций в связи с вступлением в силу с 01.01.2016 Положения Банка России от 22.12.2014 № 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях"

Кредитным организациям: разъяснены особенности отражения с начала 2016 г. в бухучете отдельных операций.
С 1 января 2016 г. вступает в силу порядок бухучета в кредитных организациях основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено.
Кредитным организациям рекомендуется проанализировать имеющиеся по состоянию на эту дату остатки на счетах, которые в таблице переноса (приводится) указаны как подлежащие закрытию или переименованию.
Отмечено, что остатки с закрываемых с 1 января 2016 г. счетов переносятся на вновь открываемые либо на другие действующие, а также отражаются на счетах с измененным наименованием в первый рабочий день 2016 г. после составления баланса на 1 января до отражения в бухучете операций, совершенных в течение первого рабочего дня 2016 г.
С 1 января 2016 г. счет N 60601 "Амортизация основных средств" исключается из Плана счетов бухучета в кредитных организациях. В связи с этим разъяснено, какими способами можно отразить переоценку основных средств. Предложены методы в отношении нематериальных активов.

Валютное регулирование и валютный контроль

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 350-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

Уточнен перечень разрешенных валютных операций с использованием счетов физлиц-резидентов в иностранных банках.
Уточнен перечень валютных операций, разрешенных для проведения физлицами-резидентами с использованием своих счетов, открытых в банках на территориях стран-членов ОЭСР или ФАТФ, минуя счета в уполномоченных банках.
Из числа таких операций исключено зачисление средств, выплачиваемых в виде грантов. В то же время в указанный перечень включено зачисление средств, получаемых от нерезидентов в результате отчуждения внешних ценных бумаг, прошедших листинг на бирже, а также доходов от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг управляющему-нерезиденту.
Одновременно физлица-резиденты при подаче в налоговые органы отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках освобождаются от обязанности прилагать к таким отчетам подтверждающие банковские документы. Вводится административная ответственность для граждан за несоблюдение порядка представления указанных отчетов.
Кроме того, агенты валютного контроля наделяются правом запрашивать у резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие совершение валютных операций, оформляемые и выдаваемые зарубежными банками.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Информация Банка России от 27 ноября 2015 года "Об аукционах по предоставлению иностранной валюты"

Аукционы по предоставлению инвалюты: грядут перемены.
Банк России решил возобновить с 14 декабря 2015 г. проведение аукционов репо в иностранной валюте на срок 12 месяцев в соответствии с действующим графиком.
Минимальные процентные ставки на таких аукционах равны ставкам LIBOR в соответствующих валютах на сопоставимый срок, увеличенным на 3 п. п. (в настоящее время - 2,5 п. п.).
Минимальные процентные ставки на аукционах по предоставлению кредитов в иностранной валюте, обеспеченных залогом прав требования по кредитам в иностранной валюте, на срок 365 дней равны ставкам LIBOR в соответствующих валютах на сопоставимый срок, увеличенным на 3,25 п. п. (в настоящее время - 2,75 п. п.).
Банк России будет определять параметры проведения аукционов по предоставлению инвалюты на возвратной основе с учетом потребности банковского сектора в валютной ликвидности и ситуации на внутреннем валютном рынке. При этом предстоящие в декабре 2015 г. погашения по сделкам репо в инвалюте на срок 12 месяцев в случае необходимости могут быть рефинансированы как в рамках аукционов репо на соответствующий срок, так и за счет этих операций на срок 1 неделя и 28 дней. Таким образом, Банк России допускает возможность перераспределения общей задолженности по сделкам репо в инвалюте между данными операциями на срок 1 неделя, 28 дней и 12 месяцев. Это позволит кредитным организациям более гибко управлять собственной валютной ликвидностью.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 324-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"

Порядок расчета ставки вывозной пошлины на нефть при цене ресурсов, превышающей 182,5 долл. США за 1 т, в 2016 г. решено не менять.
Согласно изменениям в 2016 г. сохранится порядок расчета ставки вывозной пошлины на нефть при цене ресурсов, превышающей 182,5 долл. США за 1 т, определенный на 2015 г.
Уточнен порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении некоторых товаров, вывозимых из России и полученных (произведенных) при разработке морского месторождения углеводородного сырья, не являющегося новым. Речь идет о природном газовом конденсате, о сырой нефти (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), о сжиженном природном газе.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1290 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

В 2016 г. сохранится действующий порядок расчета ставки экспортной пошлины на сырую нефть.
Скорректирована методика расчёта ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть.
В 2016 г. будет применяться тот же порядок расчёта ставки экспортной пошлины на сырую нефть при цене нефти на мировых рынках, превышающей 182,5 долл. США за 1 тонну, что и в 2015 г.
Это позволит повысить рентабельность переработки нефти и поддержать нефтеперерабатывающие организации, не успевшие модернизировать перерабатывающие мощности.
Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1296 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"

Какие турецкие продукты попали под эмбарго?
Утвержден перечень турецких с/х продукции, сырья и продовольствия, которые с 01.01.2016 нельзя ввозить в Россию. В перечень входят части тушек и субпродукты кур и индеек замороженные, гвоздики, томаты, лук репчатый и шалот, капуста цветная и брокколи, огурцы, апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики и нектарины, сливы, земляника и клубника, пищевая соль.
Запрет не касается товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом ЕАЭС.
Организуется мониторинг и контроль цен на товары из перечня. При необходимости будут приняты меры по увеличению их предложения чтобы не допустить рост цен.
С 01.12.2015 вводится запрет на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией, за исключением специальных рейсов для возвращения российских туристов.
Количество передаваемых Турции на 2016 г. российских разрешений, предоставляющих право турецким перевозчикам на осуществление двусторонних автомобильных перевозок, сокращается до 2 000 единиц.
Роспотребнадзору поручено обеспечить контроль за выполнением туроператорами и турагентами требования воздерживаться от реализации россиянам туристского продукта, предусматривающего посещение Турции.
Постановление вступает в силу со дня официального опубликования и действует до отмены соответствующих специальных экономических и иных мер.

Интеллектуальные права

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1244 и 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Восстановлено право автора музыкальных произведений на вознаграждение за их ретрансляцию.
Закреплено право авторов музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальных произведениях, на получение вознаграждения в т. ч. в случае ретрансляции таких произведений.
Ранее ретрансляция использовалась как способ сообщения в эфир или по кабелю. Это обстоятельство позволяло авторам претендовать на вознаграждение. Однако соответствующие положения ГК РФ были исключены законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 356-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Уточнен круг организаций, поддержку которых обеспечивает Корпорация "Ростех".
Поправки касаются деятельности Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
Уточнен круг организаций, поддержку которых обеспечивает Корпорация. Это организации, в которых Корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые ими решения.
Ряд поправок имеет юридико-технический характер. Они обусловлены изменениями в организационно-правовых формах юрлиц (отменой деления АО на открытые и закрытые).

Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20 октября 2015 г. № 329 "Об утверждении формы журнала учета использования мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта и порядка его заполнения"

Установлена форма журнала учета использования мощностей по производству этилового спирта и алкоголя.
Утверждена форма журнала учета использования мощностей по производству этилового спирта и алкоголя с его использованием. Его заполняют организации-производители.
Журнал можно вести на бумажном носителе или в электронном виде. Это делается по каждому месту ведения деятельности компании (в т. ч. по каждому ее обособленному подразделению) и виду выпускаемой продукции.
В журнале указывается производственная мощность. При каждом ее изменении создается новая запись. При этом указываются дата изменения мощности и ее показатель после этого. Запись вносится не позднее 1 рабочего дня с даты изменения.
Установлены особенности заполнения отдельных полей и граф.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2015 г. Регистрационный № 39838.

Строительство, градостроительство и архитектура

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Поправки в Градостроительный кодекс обеспечивают инвалидам возможность беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры.
Внесены поправки в Градостроительный кодекс России. Они разработаны в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с нововведениями в состав проектной документации объектов капстроительства включается в том числе перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам инфраструктуры в случае подготовки соответствующей проектной документации для строительства, реконструкции, капремонта таких объектов. Ранее указанный перечень необходимо было представлять в случае подготовки любой проектной документации.
Кроме того, застройщик теперь обязан при получении разрешения на строительство представить вышеуказанный перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, если экспертиза проектной документации указанных объектов не осуществлялась.
Поправки вступают в силу с 1 января 2016 г.

Транспорт и связь

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Неплательщики алиментов и штрафов рискуют временно лишиться водительских прав.
Внесены поправки в Закон об исполнительном производстве и иные акты.
Судебные приставы вправе временно ограничивать права на управление автомобилями, воздушными, морскими, речными судами и другими транспортными средствами граждан-должников (ИП). Речь идет о лицах, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда здоровью или в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда от преступления, требования, связанные с воспитанием детей. Это касается и административных штрафов за нарушение ПДД.
Пристав будет выносить постановление об ограничении прав по просьбе взыскателя или собственной инициативе. Действие прав приостанавливается после того, как пристав лично уведомит гражданина. Удостоверение при этом не изымается, но информация направляется в базу данных ГИБДД, которой пользуются инспекторы ДПС. После погашения задолженности действие прав возобновляется в течение суток.
На некоторых лиц ограничение распространяться не будет. Это те, для кого транспортное средство является основным источником средств к существованию; либо обеспечивает жизнедеятельность с учетом ограниченной транспортной доступности постоянного места проживания. Кроме того, это должник, который пользуется автомобилем в связи с инвалидностью, либо на его иждивении находится лицо, признанное инвалидом I или II группы, ребенком-инвалидом. Это также лица, кому предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований, и те, чья сумма задолженности не превышает 10 тыс. руб.
Положения об ограничении прав закреплены также в Законе о безопасности дорожного движения, а также в КоАП РФ.
Закон вступает в силу с 15 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 337-ФЗ "О ратификации Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок"

О создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок в рамках ШОС.
Ратифицировано межправительственное Соглашение государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Документ подписан в Душанбе 12 сентября 2014 г.
Так, предусмотрено движение автотранспортных средств по маршрутам, согласованным государствами - членами ШОС.
В рамках соглашения действует освобождение на условиях взаимности от внесения сборов и платежей, связанных с владением или пользованием транспортными средствами, а также с эксплуатацией или содержанием автодорог перевозчиков государств - членов.
Это правило иное, чем предусмотрено российским законодательством. Напомним, что с 15 ноября 2015 г. взимается плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам, с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 336-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве и взаимодействии в оказании услуг по ледокольной проводке судов в Балтийском море"

Ледокольная проводка судов в Балтийском море: Россия и Финляндия договорились о сотрудничестве и взаимодействии.
Ратифицировано российско-финляндское соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в оказании услуг по ледокольной проводке судов в Балтийском море.
В частности, оно регулирует допуск ледокольных сил сторон для оказания помощи в пределы территориального моря и внутренних морских вод двух государств. Для этого заинтересованная сторона направляет запрос через свой компетентный орган и в соответствии со своим законодательством и своими международными обязательствами применяет максимально возможный ускоренный порядок пересечения границы ледокольными силами другой стороны.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2015 г. № 1283 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Полномочия Межгосударственного авиакомитета по сертификации авиатехники и аэродромов перераспределены Минтрансу России, Минпромторгу России и Росавиации.
Скорректированы и признаны утратившими силу некоторые правительственные акты в части сертификации авиатехники и аэродромов.
Функции и полномочия по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов перераспределены Минтрансу России, Минпромторгу России и Росавиации. Ранее они были возложены на Межгосударственный авиакомитет.

Страховая деятельность

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. №349-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Страховое законодательство: что изменилось?
Скорректированы Законы об ОСАГО и об организации страхового дела.
С 01.07.2015 договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.
До внесения изменений предусматривалось, что для целей заключения договора в электронной форме сообщение страхователем в заявлении о заключении договора номера своего индивидуального лицевого счета приравнивается к заявлению, подписанному простой электронной подписью страхователя.
Данная норма Закона об ОСАГО поправками исключена. Дело в том, что сведений, содержащихся в заявлении, достаточно для однозначной идентификации страхователя. При этом в качестве простой электронной подписи на практике применяются имя пользователя и пароль. Соответственно, сообщение номера индивидуального лицевого счета является избыточным.
До внесения изменений Закон об организации страхового дела предусматривал, что для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию и взаимному страхованию страховщики формируют страховые резервы. Под формированием страховых резервов понимались актуарное оценивание обязательств страховщиков по осуществлению предстоящих страховых выплат по договорам страхования, перестрахования и по исполнению иных действий по указанным договорам (страховых обязательств).
Взамен установлено, что для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики на основании актуарных расчетов определяют выраженную в денежной форме величину страховых резервов (формируют страховые резервы) и обеспечивают их активами (средствами страховых резервов). Средств страховых резервов должно быть достаточно для исполнения обязательств страховщиков по осуществлению соответствующих страховых выплат и исполнения иных действий по обслуживанию указанных обязательств.

Иные вопросы хозяйственной деятельности

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1267 "Об информационном взаимодействии между организациями финансового рынка и уполномоченными органами"

Об информационном взаимодействии между организациями финансового рынка и регулирующими органами.
Организации финансового рынка обязаны уведомлять уполномоченные органы о регистрации в иностранном налоговом органе, а также направлять им информацию при выявлении клиентов - иностранных налогоплательщиков и при поступлении от иностранного налогового органа запроса о представлении информации о таком клиенте. Утверждено Положение об информационном взаимодействии между такими организациями и органами.
Под организациями финансового рынка понимаются кредитные организации, страховщики, занимающиеся добровольным страхованием жизни, профессиональные участники рынка ценных бумаг, занимающиеся брокерской деятельностью, и (или) управлением ценными бумагами, и (или) депозитарной деятельностью, управляющие по договору доверительного управления имуществом, НПФ, акционерные инвестфонды, УК инвестфондов, ПИФов и НПФ, клиринговые организации.
К уполномоченным органам относятся ФНС России, Росфинмониторинг и ЦБ РФ.
Организация вправе передавать информацию иностранному налоговому органу только при согласии клиента - иностранного налогоплательщика.
Такое согласие одновременно является согласием на передачу информации в ФНС России. Это делается через интерактивный сервис, размещенный на сайте данного органа.
Положение применяется с 01.01.2016.

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 3 июня 2015 г. № 195 "Об утверждении Регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru"

Как размещается информация на официальном сайте торгов?
Регламентирован порядок ведения официального федерального сайта для публикации сведений о проведении торгов (www.torgi.gov.ru). Информация на сайте доступна, безвозмездна. Размещаются 3 вида сведений. Во первых, это основная информация о проведении конкурсов и аукционов, о продаже государственного и муниципального имущества, предложения о заключении концессионных соглашений. Такие сведения размещаются от имени организатора торгов. Для этого он регистрируется в информсистеме (ЕСИА) и получает активированную учетную запись. От его имени действует авторизованный пользователь (физлицо). Регламентирован порядок его доступа к формированию информации.
Во-вторых, публикуется оперативная информация (например, изменения в законодательстве). В третьих, справочная (методические рекомендации). Такие сведения формируются федеральным органом власти и направляются оператору сайта. Последний размещает их в течение 2 часов.
Установлены правила использования сайта, определены его разделы. Урегулированы вопросы доступа пользователей к возможности размещения информации по реализации полномочий антимонопольных органов. Предусмотрена сервисная поддержка пользователей. Приведены требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования сайтом. Организован документооборот оператора сайта.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2015 г. Регистрационный № 39792.

Основы государственно-правового устройства

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 357-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Вопросы местного значения, решаемые сельскими поселениями, переданы на уровень муниципальных районов.
Поправки касаются перераспределения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов по решению вопросов местного значения.
Так, за муниципальными районами закреплены вопросы местного значения, которые ранее решались сельскими поселениями. Вопросы местного значения в сферах защиты населения от чрезвычайных ситуаций, дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, землепользования, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, природопользования, культуры на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов, если региональными законами эти вопросы не закреплены за сельскими поселениями.
Также урегулированы вопросы создания органов местного самоуправления внутригородских районов и их взаимодействия с органами местного самоуправления городских округов, в составе которых они образованы. Определены полномочия органов местного самоуправления внутригородских районов.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования мер по противодействию коррупции"

Президент РФ подписал очередные антикоррупционные поправки к некоторым актам.
Приняты очередные меры по противодействию коррупции.
В Законе о прокуратуре и Положении о службе в ОВД уточнен порядок применения взыскания в виде замечания или выговора. Оно будет применяться при малозначительности коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).
Закон о противодействии коррупции запрещает лицам, занимающим госдолжности, и некоторым иным гражданам заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом. Введена следующая оговорка: если в порядке, установленном законами, им не поручено участвовать в управлении таким субъектом.
Уточнен ряд положений Закона о запрете отдельным лицам открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за рубежом, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 352-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 28 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"

Кто теперь отвечает за финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей?
Управление делами Президента РФ наделено полномочиями по финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности Уполномоченного. Ранее за это отвечал аппарат Общественной палаты России.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 344-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом"

Управление государственным (муниципальным) имуществом: за что оштрафуют?
Введена административная ответственность за нарушение унитарным предприятием или учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом. Организации назначается штраф от 10 до 20 процентов от цены совершенной сделки, должностному лицу - от 1 до 10 процентов или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Также накажут за непредставление или ненадлежащее представление обязательных сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления госимуществом. Сумма штрафа для граждан - 3-5 тыс. руб., для должностных лиц - 10-20 тыс. руб., для организаций - 70-100 тыс. руб.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации"

Процедуру проставления апостиля на российских официальных документах, вывозимых за границу, прописали в отдельном законе.
Под апостилем понимается штамп, проставляемый компетентными органами Российской Федерации на самом документе или на отдельном скрепляемом с ним листе, удостоверяющий подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Проставление апостиля на российских официальных документах является необходимым условием признания таких документов и отраженных в них юридических фактов компетентными органами иностранных государств - участников Гаагской Конвенции об отмене легализации иностранных официальных документов.
В законе определяется, какие документы относятся к официальным, устанавливаются полномочия компетентных органов в области проставления апостиля. Определяется срок проставления апостиля. Регулируются вопросы уплаты госпошлины за эту процедуру.
Предусматривается ведение реестра апостилей.
Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования.

Указ Президента РФ от 2 декабря 2015 г. № 589 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации"

В 2016 г. высшим должностным лицам государства и некоторым иным чиновникам продолжат выплачивать пониженную зарплату.
В 2016 г. решено сохранить снижение на 10% денежного содержания отдельным должностным лицам.
Речь идет о главе государства, Председателе Правительства РФ, о госслужащих Администрации Президента РФ, аппарата Счетной палаты РФ, Аппарата Правительства РФ.
Указ вступает в силу с 1 января 2016 г.

Бюджетная система

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

Дополнительные доходы федерального бюджета направят на поддержку ПФР, автопрома, операторов связи и исполнение международных обязательств.
Скорректирован Закон о федеральном бюджете на 2015-2017 гг.
Предусмотрено увеличение общего объема доходов на 711,6 млрд руб. или на 0,8% к ВВП. Из них 193,2 млрд (0,2% к ВВП) составляют нефтегазовые доходы и 518,4 млрд (0,6% к ВВП) ненефтегазовые.
Общий объем расходов увеличен на 202,3 млрд руб. и составляет в 2015 г. 15 417,3 млрд или 21% к ВВП, что на 0,2% выше ранее утвержденного уровня.
124 261,6 млн составляют трансферты бюджету ПФР на ОПС. Это связано с прогнозируемым снижением поступления взносов на выплату страховых пенсий при одновременном росте расходов на выплату пенсий.
17 967,4 млн пойдут на взнос в уставный капитал Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, 12 596,6 млн - на взнос в уставный капитал Нового банка развития.
2 381,9 млн составляют субсидии российским производителям колесных ТС на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест и на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным ТС, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5. Это связано с прогнозируемым увеличением производства отечественных автомобилей.
2 135,3 млн направят на возмещение операторам связи убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, а также на возмещение затрат оператору базы данных перенесенных абонентских номеров.
Дефицит в 2015 г. составит 2 165,9 млрд руб. или 3% к ВВП, что на 0,7% ниже ранее утвержденного уровня.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.

Приказ Минфина России от 23 сентября 2015 г. № 148н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н"

Уточнено, как составляются распоряжения о переводе платежей в бюджетную систему.
Внесены изменения в правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе платежей в бюджетную систему. Они вступают в силу с 28 марта 2016 г.
В частности, поправки затронули порядок отражения ИНН, КПП, КБК, ОКТМО.
По истечении 10 дней с даты официального опубликования приказа вступает в силу уточнение, согласно которому утвержденные правила применяются при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату государственных и муниципальных услуг на счета, открытые в том числе территориальным органам Федерального казначейства и финансовым органам в Банке России.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2015 г. Регистрационный № 39883.

Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 343-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Для гастролей в России зарубежному артисту выдадут 30-дневную обыкновенную деловую визу.
Поправки затрагивают отдельных иностранных граждан.
Речь идет о тех, которые прибыли в Россию не более чем на 30 дней для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании возмездных гражданско-правовых договоров мероприятий, в ходе которых иностранец - творческий работник публично исполняет произведения литературы, искусства или народного творчества).
Таким иностранцам теперь будут выдавать обыкновенную деловую визу на срок до 30 суток. Кроме того, в отношении них более не нужно получать разрешения на работу (патент), на привлечение и использование иностранных работников.
Также закреплено, что на основе принципа взаимности обыкновенная деловая виза может выдаваться на срок до 5 лет иностранцу или лицу без гражданства, въезжающему в Россию в рамках деловой поездки (с правом ведения преподавательской деятельности).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от граждан по искам государственных органов и органов местного самоуправления (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 г.)

Очередные разъяснения по вопросам истребования жилья от граждан по искам органов власти!
Проведен очередной анализ практики по делам об истребовании жилья от граждан по искам органов власти.
В октябре 2014 г. уже были даны разъяснения по данной тематике.
Тем не менее, как подчеркивается, суды все еще допускают ошибки при применении норм в подобных спорах.
На примере конкретных материалов проиллюстрированы моменты, которые следует учитывать в вопросах доказывания, исчисления срока давности, предъявления требований.
Выделены следующие итоговые выводы.
Если нет госрегистрации, право собственности истца на имущество подтверждается с помощью любых доказательств, предусмотренных процессуальным законом.
Между тем некоторые обстоятельства не могут служить бесспорными доказательствами права собственности или законного владения.
В частности, это включение недвижимости в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе того или иного юрлица.
Если жилье выбыло из владения публично-правового образования помимо его воли, собственник вправе истребовать его из чужого незаконного владения, в т. ч. от добросовестного приобретателя.
Приведены примеры действий, направленных на передачу владения иному лицу, которые могут свидетельствовать о наличии воли на выбытие квартиры из владения публично-правового образования.
В частности, это действия уполномоченного органа такого образования по предоставлению жилья по договору соцнайма, а также по последующему заключению соглашения о передаче помещения в собственность гражданина, даже если для этого не было законных оснований, а также представление в регистрирующий орган документов для регистрации перехода прав.
По спорам об истребовании квартиры из чужого незаконного владения обязанность доказывать недобросовестность приобретателя возложена на истца.
Право истребовать имущество из чужого незаконного владения принадлежит не только собственнику жилья, но и лицу, которое владеет имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором.
К подобным искам об истребовании недвижимости применяется общий срок исковой давности.
Данный срок исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице уполномоченных органов узнало (должно было) о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком.
Причем такое правило применяется и в случае, когда в защиту интересов публично-правового образования в суд обращается прокурор.
Указывается, как исчисляется данный срок, когда с подобным иском о виндикации обращается собственник имущества унитарного предприятия или учреждения.
С добросовестного приобретателя квартиры не подлежат взысканию по требованию госоргана убытки, причиненные в результате противоправного завладения жильем.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Соцподдержка отдельных категорий граждан: поправки к законодательству.
Решено скорректировать отдельные законодательные акты в связи с принятием Закона об основах социального обслуживания граждан.
Социальные услуги инвалидам оказываются региональными организациями соцобслуживания. В связи с этим из Закона о соцзащите инвалидов исключена норма о праве регионов создавать спецслужбы соцобслуживания инвалидов.
В силу Закона о соцобслуживании гражданин признается нуждающимся в обслуживании при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. При этом понятие "трудная жизненная ситуация" Законом не установлено. Поправками содержание данного термина раскрыто в Законе о госсоцпомощи.
Уточнено, что нормы законодательства о техрегулировании не распространяются на стандарты соцуслуг в сфере соцобслуживания.
В ЖК РФ закреплено, что жилые помещения в домах системы соцобслуживания граждан предназначены для проживания получателей соцуслуг, признанных нуждающимися в указанном обслуживании.
Кроме того, решено сохранить за пожилыми и инвалидами, проживающими в организациях соцобслуживания, оказывающих услуги в стационарной форме, право на бесплатную юрпомощь.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 355-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объединениях работодателей" и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Ведение госреестра объединений работодателей отменено.
Усовершенствован порядок создания объединений работодателей.
Отменено ведение госреестра объединений работодателей. Это являлось избыточной административной процедурой.
Прописаны требования к наименованию объединения работодателей. В частности, использовать в своем наименовании слова "объединение работодателей" и образованные на их основе словосочетания могут только объединения, отвечающие установленным законом требованиям.
Предусмотрен срок для приведения учредительных документов объединений работодателей в соответствие с новыми требованиями.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 351-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"

Военнослужащие, участвовавшие в восстановлении мира и порядка в Таджикистане, получат статус ветерана боевых действий.
Военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях в Таджикистане в сентябре-ноябре 1992 г. или в период с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г., наделяются соответствующим статусом.
Однако лицам, привлекавшимся к выполнению боевых задач, документы об их участии, в основном, не оформлялись. В их личных делах и военных билетах производилась запись о выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, по поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики.
С начала 2012 г. выдано только 1 500 удостоверений ветерана боевых действий. Однако соответствующий статус должны иметь около 23 000 военнослужащих.
В целях устранения возникших пробелов уточнено содержание отдельных положений Закона о ветеранах. Таким образом, удостоверения сможет получить основная масса военнослужащих, выполнявших воинский долг в Таджикистане.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Средства материнского капитала можно направлять также на товары и услуги для детей-инвалидов.
Скорректирован закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей. Установлена возможность семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами маткапитала на приобретение товаров и услуг для соцадаптации и интеграции в общество детей-инвалидов посредством компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, рекомендованных ребенку-инвалиду индивидуальной программой реабилитации. Это распространяется как на родного ребенка, так и на усыновленных детей независимо от очередности рождения (усыновления).
Приобретение таких товаров можно будет подтверждать договором купли-продажи, договором об оказании услуг, товарным и кассовым чеками, иными документами об оплате. Наличие товара подтверждается актом проверки, составленным органом соцзащиты населения по месту жительства ребенка-инвалида.
Правила направления средств на приобретение вышеуказанных товаров и услуг, а также их перечень устанавливаются Правительством РФ.
Поправки вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября № 347-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Основные категории страхователей продолжат платить 30% во внебюджетные фонды до 2018 г.
Внесены поправки в законы об обязательном пенсионном страховании в России и о страховых взносах в ПФР, ФСС России и ФФОМС.
До 2018 г. включительно сохраняется тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015-2017 гг. для основной массы плательщиков в размере 30% (ПФР - 22%, ФСС России - 2,9%, ФФОМС - 5,1%) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет ПФР сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Изменения связаны с исполнением перечня поручений президента РФ в части обеспечения до 2018 г. включительно неизменности условий уплаты страховых взносов, установленных законодательством до 1 января 2015 г.
Поправки вступают в силу с 1 января 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1291 "Об установлении величины прожиточного минимума а душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2015 г."

Прожиточный минимум уменьшился.
Прожиточный минимум в целом по России за III квартал 2015 г. на душу населения составляет 9 673 руб., для трудоспособного населения - 10 436 руб., пенсионеров - 7 951 руб., детей - 9 396 руб.
Во II квартале 2015 г. он равнялся соответственно 10 017 руб., 10 792 руб., 8 210 руб. и 9 806 руб.
Таким образом, прожиточный минимум уменьшился.
Напомним, что прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы.
С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации соцполитики и федеральных соцпрограмм. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других соцвыплат, а также для формирования федерального бюджета.

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г."

О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2016 г.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, ежегодно индексируется с учетом роста средней зарплаты. С 1 января 2016 г. - в 1,072 раза.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, ежегодно устанавливается Правительством РФ с учетом определенного на соответствующий финансовый год размера средней зарплаты, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента. На 2016 г. он составляет 1,8.
Утверждены названные предельные величины на 2016 г.
Так, первая составляет в отношении каждого физлица сумму, не превышающую 718 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2016 г. Вторая - сумму, не превышающую 796 000 руб.
Постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 341-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не вступил в силу)

Финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций, получающих иностранное финансирование, проверят.
Введен особый механизм контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций.
Минюст России и его территориальные органы уполномочены проверять соответствие деятельности религиозной организации законодательству о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом.
При этом, если религиозная организация получает иностранное финансирование или от органов власти поступила информация о нарушении ею законодательства в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма), проверке также подвергается финансово-хозяйственная деятельность религиозной организации (в том числе в части поступления и (или) расходования благотворительных пожертвований, иных денежных средств, источников поступления и использования иного имущества).
Определены основания проведения внеплановых проверок религиозных организаций.
Кроме того, религиозные организации, получающие иностранное финансирование, должны вести раздельный учет доходов (расходов) и представлять в Минюст России отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества. Указанный отчет необходимо также размещать в Интернете или публиковать в СМИ.

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Установлены ограничения на закупки ЖНВЛП из иностранных государств.
Установлены ограничения при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Госзаказчик должен отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке указанных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС).
Условие - на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям документации о закупке и содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены ЕАЭС. При этом в заявках не должно быть предложений о поставке препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.
В соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок при заключении и исполнении контракта не допускается замена препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке.
Ограничения не применяются до 31 декабря 2016 г. при закупке из иностранных государств лекарственных препаратов, которые упаковываются в ЕАЭС, при размещении извещений о закупках до вступления в силу постановления, а также при закупках заказчиками, работающими в иностранном государстве, для обеспечения в них своей деятельности.

Информация Федерального агентства по туризму от 24 ноября 2015 г. "О поездках российских туристов в Турецкую Республику"

Ростуризм рекомендовал турагентствам приостановить продажу путевок в Турцию.
Ростуризм предупреждает российских туристов о наличии угрозы терроризма в Турецкой Республике. Сложившиеся в Турции обстоятельства свидетельствуют об угрозе безопасности туристов.
В такой ситуации Ростуризм считает организацию путешествий российских туристов в Турцию грубым нарушением российского законодательства, что влечет применение к виновным лицам мер юридической ответственности.
Ростуризм рекомендует российским туроператорам и турагентам приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Турецкую Республику, в том числе через третьи страны.
Российским туристам напоминается об их безусловном праве потребовать расторжения или изменения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и др.).
При расторжении договора до начала путешествия туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг. При этом туроператорам и турагентам рекомендуется урегулировать финансовые вопросы с туристами в досудебном порядке.
В свою очередь туристам при принятии решения о поездке в Турцию необходимо проявлять высокую степень разумности, осторожности и осмотрительности.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 335-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об условиях передачи и о порядке дальнейшего использования казахстанского Узла Балхаш в российской системе предупреждения о ракетном нападении"

Россия и далее будет использовать Узел Балхаш в составе своей системы предупреждения о ракетном нападении.
Ратифицировано российско-казахстанское межправительственное соглашение об условиях передачи и о порядке дальнейшего использования казахстанского Узла Балхаш в российской системе предупреждения о ракетном нападении.
Узел Балхаш является элементом российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Он расположен в Карагандинской области Республики Казахстан и предназначен для ведения непрерывной разведки космического пространства, автоматического обнаружения и сопровождения баллистических ракет и космических объектов, а также определения параметров их движения и выдачи информации на командные пункты СПРН.
В соглашении установлены условия передачи Казахстанской стороной Узла Балхаш для его эксплуатации Российской стороной, определены новые границы земельных участков Узла и порядок его функционирования. Также урегулированы вопросы несения боевого дежурства на Узле, российско-казахстанского взаимодействия, соблюдения норм экологической безопасности, пребывания на казахстанской территории российских военнослужащих.
Соглашение позволяет сохранить Узел Балхаш в составах российских СПРН и Системы контроля космического пространства, обеспечив тем самым военное присутствие нашей страны в Центрально-Азиатском регионе.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 353-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"

В Республике Адыгея на одного мирового судью станет больше.
Увеличено число мировых судей и судебных участков с 23 до 24 ед. в Республике Адыгея.
Дополнительный судебный участок будет создан на территории Тахтамукайского района.
Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек - 1 участок.
В настоящее время численность населения на одного мирового судью в упомянутом районе составляет 24,6 тыс. человек.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 338-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов"

Ратифицировано российско-белорусское соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений о взыскании алиментов.
Положениями соглашения определено, что судебные постановления, вынесенные на территории одной Стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой Стороны в том же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой Стороны.
В случае неясности положений исполнительного документа судебный исполнитель обращается с запросом в суд Стороны, выдавшей исполнительный документ.
Поскольку соглашение затрагивает права и свободы человека и гражданина (например, право должника в течение 30 дней на обжалование), оно подлежит ратификации.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 332-ФЗ "Об образовании в составе Кемеровского областного суда постоянного судебного присутствия в городе Новокузнецке Кемеровской области"

Жителям Новокузнецка облегчают доступ к правосудию.
Решено образовать в составе Кемеровского областного суда постоянное судебное присутствие в городе Новокузнецке.
Новокузнецк - крупнейший город Кемеровской области. Расстояние между городами Кемерово и Новокузнецком составляет около 250 км. Функционирование постоянного судебного присутствия в Новокузнецке облегчит доступ жителей города к правосудию, упростит организационные вопросы судопроизводства, сократит сроки рассмотрения дел, снизит связанные с производством по делам финансовые расходы.
Постоянное судебное присутствие создается на базе ранее действовавшей постоянной выездной сессии Кемеровского областного суда в городе Новокузнецке.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 331-ФЗ "Об образовании постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе"

В Ненецком автономном округе появится постоянное судебное присутствие арбитражного суда Архангельской области.
Решено образовать в составе арбитражного суда Архангельской области постоянное судебное присутствие в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа. Это обусловлено следующими причинами.
В силу ФКЗ об арбитражных судах в составе арбитражного суда субъекта Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места его постоянного пребывания.
Арбитражный суд Архангельской области осуществляет правосудие на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Его место расположения - город Архангельск.
Административный центр Ненецкого автономного округа - город Нарьян-Мар - значительно удален от центра России, в т. ч. от Архангельска. Транспортное сообщение Нарьян-Мара как с населенными пунктами Ненецкого автономного округа, так и Архангельском возможно только по воздуху. Данные обстоятельства приводят к значительным судебным расходам (плата за авиаперелет и проживание) и потере рабочего времени. А это, в свою очередь, снижает привлекательность судебных инструментов разрешения споров для экономических субъектов. В некоторых случаях само разрешение вопроса о возмещении судебных расходов оборачивается для сторон новым конфликтом.
Таким образом, необходимость образования постоянного судебного присутствия арбитражного суда Архангельской области в Нарьян-Маре обусловлена объективными причинами.

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 г.)

Верховный Суд РФ разъяснил новый порядок расчета процентов за пользование чужими денежными средствами.
Утвержден очередной обзор судебной практики Верховного Суда РФ (N 3 за 2015 г.).
В нем собраны основные выводы, сделанные Президиумом, а также судебными коллегиями Верховного Суда РФ.
В частности, отмечается, что создание и финансирование третейского суда одной из сторон спора либо аффилированными с ней лицами само по себе не влечет отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения. Речь идет о случаях, когда отсутствуют доказательства нарушения гарантий справедливого разбирательства, в частности беспристрастности конкретных арбитров.
Даны ответы на отдельные вопросы, возникающие в судебной практике. Многие из них касаются применения КАС РФ.
По поводу процентов за пользование чужими денежными средствами разъясняется следующее.
С 1 июня 2015 г. вступили в силу поправки к ГК РФ. Теперь размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если таковым является юрлицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физлиц.
Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
По общему правилу расчет процентов производится на основании сведений по вкладам, опубликованных Банком России на его официальном сайте.
Размер процентов определяется ставками, имевшими место в соответствующие периоды, а не на день предъявления иска или вынесения решения, как было прежде. Ввиду этого за каждый период просрочки расчет осуществляется исходя из средней ставки (ставок) банковского процента в этом периоде. Если ставка за соответствующий период не опубликована - исходя из самой поздней из опубликованных ставок.
Проценты рассчитываются по ставке, сложившейся в федеральном округе, в котором расположено место жительства (нахождения) кредитора. Если такое место расположено за границей, расчет осуществляется по ставке, сложившейся в федеральном округе по месту нахождения суда, рассматривающего спор.
Также приводятся правовые позиции, сформулированные международными договорными органами (в т. ч. Европейским Судом по правам человека).

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 346-ФЗ "О внесении изменения в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Ужесточена уголовная ответственность за неоднократную продажу алкоголя детям.
До года продлен срок, в течение которого возможно привлечение к уголовной ответственности за неоднократную продажу алкоголя несовершеннолетним. Ранее он составлял 180 дней.
Дело в том, что КоАП РФ устанавливает годичный срок со дня окончания исполнения постановления по делу об административном правонарушении для исчисления периода, в течение которого правонарушитель считается подвергнутым наказанию. Таким образом, УК РФ ограничивал возможность привлечения виновного к ответственности 180 днями с момента привлечения его к административной ответственности.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 54 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. N 26 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции"

Рассмотрение уголовного дела в апелляционной инстанции: уточняющие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
Пленум Верховного Суда РФ уточняет разъяснения по применению норм УПК РФ, регулирующих производство в апелляционной инстанции.
В частности, обращается внимание на следующее.
При назначении и подготовке заседания апелляционной инстанции судья должен в т. ч. проверить, соблюдены ли права сторон на ознакомление с протоколом судебного заседания или с другими материалами уголовного дела.
В случае ограничения прав сторон, связанных с подготовкой к участию в заседании апелляционной инстанции, уголовное дело возвращается для устранения обстоятельств, препятствующих его апелляционному рассмотрению.
Состав суда апелляционной инстанции определяется исходя из той категории преступления, по обвинению лица в котором уголовное дело поступило в первую инстанцию. Это в т. ч. касается случаев, когда первая инстанция переквалифицировала действия лица с особо тяжкого или тяжкого преступления на преступление небольшой или средней тяжести либо изменила категорию преступления на менее тяжкую.
Приговор, определение или постановление суда отменяется и уголовное дело передается на новое разбирательство в первую инстанцию при наличии таких нарушений уголовно-процессуального закона, которые не могут быть устранены апелляционной инстанцией. Подчеркивается, что речь идет о существенных нарушениях. Напр., нарушение права обвиняемого на защиту, которое не может быть восполнено апелляционной инстанцией.
Следует учитывать, что апелляционная инстанция не вправе отменить постановление первой инстанции о прекращении уголовного дела и постановить обвинительный приговор.
Отменяя по представлению прокурора и (или) жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их представителей (в т. ч. законных) оправдательный приговор или постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, ухудшающим положение оправданного либо лица, в отношении которого дело было прекращено, апелляционная инстанция передает дело на новое судебное разбирательство. Либо при наличии препятствий к рассмотрению дела судом она возвращает его прокурору.

Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 345-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Срок явки к врачу для больных наркоманией устанавливает судья.
Поправки касаются возложения на больных наркоманией обязанности пройти диагностику, профилактику, лечение и (или) реабилитацию.
При назначении административного наказания за правонарушения в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах судья может возложить на лицо, больное наркоманией либо потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
При этом судья обязан указать в постановлении по делу об административном правонарушении срок, в течение которого лицо должно обратиться в соответствующую медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Этот срок исчисляется со дня вступления постановления в законную силу.

Международные отношения

Указ Президента РФ от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"

О санкциях для Турции.
Решено ввести в отношении Турции ряд специальных экономических и иных мер.
Правительство РФ определит перечень турецких товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу в Россию. Исключение - товары, ввозимые для личного пользования в объеме, разрешенном правом ЕАЭС.
Кроме того, введут запреты и ограничения для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции, на выполнение (оказание) отдельных видов работ (услуг) на территории России (также по перечню, определяемому Правительством РФ).
Для работодателей, заказчиков работ (услуг) предусматривается запрет на привлечение с 01.01.2016 работников из числа граждан Турции, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными лицами по состоянию на 31.12.2015. Исключение - работодатели, заказчики, включенные в перечень, определяемый Правительством РФ.
С 01.01.2016 приостанавливается действие безвизового режима с Турцией (кроме граждан Турции, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории России, а также направляемых на работу в диппредставительства и консульские учреждения Турции в России, имеющих действительные служебные и специальные паспорта, и членов их семей).
Предусмотрено, что туроператорам и турагентам надлежит воздерживаться от реализации россиянам туристского продукта, предусматривающего посещение территории Турции.
Правительству РФ поручено принять меры, предусматривающие введение запрета на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией.
Указ вступает в силу со дня официального опубликования и действует до отмены мер.