29-00-30

293-293

г. Ставрополь,
ул. Добролюбова, 18, оф. 23

Мониторинг законодательства от 27.02.2016

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Приказ Минфина России от 10 ноября 2015 г. № 174н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи"

Выставление и получение счетов-фактур в электронной форме: новый порядок.
В соответствии с НК РФ по взаимному согласию сторон сделки счета-фактуры можно составлять в электронной форме. Для этого у контрагентов должны быть совместимые технические средства и возможности для их приема и обработки. На таких документах ставится электронная цифровая подпись.
Заново закреплено, как выставлять и получать указанные счета-фактуры по телекоммуникационным каналам связи.
Как и прежде, такие действия осуществляются через операторов электронного документооборота. Уточнено, что последний обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур (при необходимости через оператора, заключившего сделку с другой стороной).
Чтобы участвовать в электронном документообороте, продавцу (покупателю) нужно, как и ранее, оформить сертификаты ключей подписи, подать оператору заявление, получить идентификатор, реквизиты доступа и другие необходимые данные. В заявлении теперь также следует указывать сведения о согласии (несогласии) на предоставление сведений другому оператору документооборота.
Порядок взаимодействия участников документооборота в целом не изменился.
Прежний порядок выставления и получения счетов-фактур признан утратившим силу.
Приказ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2016 г. Регистрационный № 41145.

Приказ Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2016 г. № ММВ-7-6/87@ "Об утверждении Формата представления заявления на получение патента (форма № 26.5-1) в электронной форме"

Новая версия формата передачи электронного заявления на получение патента.
Документом, удостоверяющим право на применение ПСН, является патент. Для его получения ИП должен подать в инспекцию соответствующее заявление. Это можно сделать и по ТКС.
Утвержден новый формат представления указанного заявления в электронной форме. Он устанавливает требования к XML-файлам передачи.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Информация Министерства экономического развития РФ от 18 февраля 2016 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2016 г."

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть на март 2016 г.
Определены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров из нее на март 2016 г.
При их расчете учтена средняя цена на сырую нефть марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. По результатам мониторинга за период с 15 января по 14 февраля 2016 г. она составила 207,2 долл. США за тонну.
В марте ставка пошлины на сырую нефть понижается с 52 до 39,5 долл. США за тонну. Льготная ставка остается на нулевом уровне. Ставка на сверхвязкую нефть составляет 4,2 долл. США.
Ставка на легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, смазочные масла понижается с 20,8 до 15,8 долл. США.
Ставка на мазут, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин (кроме сырых и прочих), нефтяной битум снизилась до 32,3 долл. США.
Для нефтяного кальцинированного кокса сохраняется нулевая ставка. Для некальцинированного - 2,5 долл. США.
В марте для товарных бензинов ставка составляет 24 долл. США, для прямогонного - 28 долл. США. Ставка на дизельное топливо - 15,8 долл. США.
Ставка на тримеры и тетрамеры пропилена равна 2,5 долл. США.
На сжиженные углеводородные газы, этан, бутан и изобутан сохраняется нулевая ставка.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Информация Министерства экономического развития РФ от 12 февраля 2016 г. "О средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 января 2016 г."

Льготы по НДПИ для новых морских месторождений: средние цены на отдельные виды углеводородного сырья за январь 2016 г.
Приведены средние цены на отдельные виды углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, за январь 2016 г.
Указаны средние мировые цены на обезвоженную, обессоленную и стабилизированную нефть и газовый конденсат. Также приведены средние цены на горючий природный газ при поставках за пределы ТС и средняя оптовая цена на указанный газ при поставках на внутренний рынок.
Названные цены используются при определении стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, в целях применения льгот по НДПИ. Цены рассчитываются Минэкономразвития России и публикуются на его официальном сайте.

Транспорт и связь

Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2016 г. № 7 "О внесении изменений в Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. № 93"

Организация воздушного движения: уточнены правила прохождения стажировки, допуска к работе.
Скорректирован порядок функционирования непрерывной системы профподготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала.
Напомним, что данная система работает в целях повышения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
Так, уточнен порядок оформления первоначального допуска к работе в качестве диспетчера УВД.
Урегулированы вопросы проведения стажировки при получении допуска к работе руководителем полетов, старшим диспетчером и диспетчером-инструктором на аэродромах вновь созданных (построенных), вновь допущенных к эксплуатации (восстановленных), а также на объектах, которые находились в иной ведомственной принадлежности и подлежат включению в Государственный реестр гражданских аэродромов.
Установлено, что при внедрении нового оборудования (технических средств и систем организации воздушного движения) на диспетчерских пунктах (секторах) персонал проходит соответствующую подготовку по его использованию и применению.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2016 г. Регистрационный № 41141.

Страховая деятельность

Указание Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования"

Граждане смогут без потерь отказываться от навязанных договоров добровольного страхования.
Установлены минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования. Речь идет о страховании гражданами жизни, страховании от несчастных случаев и болезней, медицинском страховании, страховании средств наземного транспорта (кроме ж/д), имущества (кроме ТС), ОСАГО, страховании ответственности владельцев средств водного транспорта, ответственности за причинение вреда третьим лицам, страховании финансовых рисков.
Требования разработаны в связи с негативной практикой навязывания гражданам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в т. ч. при получении страховых или банковских услуг.
Предусмотрено, что по указанным видам страхования гражданин вправе отказаться от заключенного договора в течение пяти рабочих дней с возвратом уплаченной страховой премии (страхового взноса) независимо от момента их уплаты. Это возможно при отсутствии в данном периоде страховых случаев.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2016 г. Регистрационный № 41072.

Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 г. № 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана

Правила об однозначном выдворении некоторых иностранцев за неуведомление миграционной службы надо пересмотреть!
У иностранцев, постоянно проживающих в России, имеется ряд обязанностей.
Одна из них - обязанность ежегодно уведомлять миграционную службу о подтверждении своего проживания в России.
Невыполнение такой обязанности является основанием для ответственности по КоАП РФ.
Причем к иностранцу, помимо штрафа, в таком случае может применяться также административное выдворение за пределы нашей страны.
Если речь идет о невыполнении этой обязанности в Москве и в Санкт-Петербурге (либо в областях этих городов), выдворение применяется в обязательном порядке.
Применение выдворения имеет в т. ч. такое последствие, как запрет на въезд в Россию в течение последующих 5 лет.
Применение норм, закрепляющих приведенные правила в отношении иностранцев в Москве, в Санкт-Петербурге (либо в областях этих городов), привлекло внимание КС РФ.
Он счел, что положения неконституционны.
Они являются таковыми в той мере, в какой не позволяют отказаться от назначения выдворения в случае однократного нарушения иностранцем упомянутого требования.
Причем нормы не позволяют это сделать, даже если суд придет к выводу, что выдворение является чрезмерным и несоразмерно целям наказания.
В частности, суд может придти к такому выводу, учитывая длительность проживания иностранца в России, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем в нашей стране, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства.
Как указал КС РФ, является обоснованным как введение самих правил миграционного учета, так и ответственности за их несоблюдение (в т. ч. неоднократное).
Также оправданным является и то, что за это нарушение в Москве, Санкт-Петербурге (их областях) предусмотрена более строгая ответственность.
Это обусловлено спецификой таких регионов как крупнейших центров соцактивности. Соответственно, некоторыми нарушениями в них может быть причинен вред больший, чем в других местностях.
Применение выдворения за подобные нарушения также имеет свое обоснование.
Между тем применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности правонарушения без учета характеризующих виновное лицо обстоятельств противоречит конституционному запрету дискриминации.
Вместе с тем такой вывод не означает, что при оценке подобные обстоятельства должны всегда иметь безусловное во всех случаях преимущества. В частности, даже наличие семьи не обеспечивает иностранцам бесспорного иммунитета от мер миграционной политики.
Также КС РФ обратил внимание на некоторую неопределенность в отношении последствий административного выдворения. Однако он не стал изучать их детально, поскольку предмет рассмотрения в данном случае иной.
Законодатель должен внести соответствующие изменения в регулирование административной ответственности.
До принятия таких поправок судам следует руководствоваться данной правовой позицией.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. № 4-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе"

Конституционный Суд РФ потребовал скорректировать порядок получения визы и разрешения на временное проживание иностранцами.
Конституционный Суд РФ проверил взаимосвязанные положения КоАП РФ, Закона о госгранице и Закона о порядке выезда из России и въезда в нее. Поводом для этого стали жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и иностранного гражданина.
Этот иностранец прибыл в Россию по однократной визе и получил разрешение на временное проживание (РВП). Ему нужно было выехать в свою страну на похороны брата. Но его не выпустили из России и оштрафовали за нарушение правил пересечения госграницы, поскольку к тому времени срок визы истек.
В итоге Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам.
Само по себе требование о том, чтобы иностранец, въехавший в Россию на основании визы и получивший РВП, предъявлял визу при выезде, допустимо. Это соответствует целям защиты суверенитета Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, здоровья населения. Тем самым в рамках режима пересечения госграницы проверяется наличие у такого иностранца законных оснований въезда в нашу страну и пребывания в ней. За несоблюдение этого требования он может привлекаться к административной ответственности. С этой точки зрения нормы не противоречат Конституции РФ.
Иностранцы могут законно находиться в России не только по визе, но и по другим основаниям, в т. ч. по РВП, которое может быть выдано лицам, прибывшим в Россию по визе, а также в безвизовом порядке.
Действующее нормативное регулирование в рассматриваемой сфере является неопределенным. В результате иностранец, который при выезде предъявил действующее РВП и визу, по которой он въехал в Россию и срок действия которой истек, может привлекаться к административной ответственности по формальному основанию. А именно: отсутствие визы с неистекшим сроком действия. Притом что виза и РВП подтверждают законность его въезда в нашу страну и пребывания в ней. Также по данному основанию ему могут отказать в пропуске через госграницу на выезд.
В этом аспекте оспариваемые положения КоАП РФ и Закона о порядке выезда из России и въезда в нее являются неконституционными.
Законодателю надлежит соответствующим образом изменить действующий порядок получения визы и РВП иностранцами.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 1 февраля 2016 г. № 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах"

ОПС: с 1 апреля подаем сведения о застрахованных лицах.
В законодательство вносились поправки, обязывающие страхователя ежемесячно (до 10 числа) передавать в ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая тех, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы).
Утверждена форма для представления указанных сведений. В ней приводятся ФИО застрахованных лиц, их СНИЛС и ИНН.
Форма заверяется подписью руководителя. Ставится печать (при ее наличии).
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2016 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2016 г. Регистрационный № 41142.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 г. № 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"

Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению: новый регламент ПФР.
Утвержден новый Административный регламент предоставления ПФР госуслуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Так же, как и прежде, ПФР предоставляет услугу через свои территориальные органы.
Заявителями являются граждане России (кроме выехавших на постоянное жительство за границу и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России), иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране. Возможно использование законного или уполномоченного представителя.
Регламент не распространяется на граждан из числа федеральных государственных гражданских служащих, обращающихся за назначением пенсии за выслугу лет.
Для предоставления услуги гражданином подаются заявление (формы приводятся), документы, удостоверяющие его личность, а также личность и полномочия представителя.
Результатом предоставления госуслуги является назначение пенсии либо отказ в ее назначении; перевод с одной пенсии на другую либо отказ в переводе; перерасчет размера пенсии либо отказ в перерасчете.
При обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляются документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж. Также необходимы материалы для подтверждения дополнительных обстоятельств.
Заявления о назначении пенсии, о переводе с одного вида пенсии на другой либо отказе в этом рассматриваются в течение 10 дней, заявление о перерасчете размера пенсии и вынесение распоряжения о перерасчете ее размера либо решения об отказе в перерасчете размера пенсии - в течение 5 дней.
Приказ об утверждении Административного регламента предоставления ПФР госуслуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2016 г. Регистрационный № 41131.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 ноября 2015 г. № 17-4/В-577

Профсоюзы не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
НКО на УСН, занимающиеся соцобслуживанием населения, вправе применять пониженный тариф страховых взносов. 20% - в ПФР, 0% - в ФСС РФ, 0% - ФФОМС. Эта льгота установлена до 2018 г. включительно. При этом под соцобслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению им соцуслуг. Соцуслуга - это действие (действия) по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в т. ч. срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
По мнению Минтруда России, деятельность профсоюзов не относится к деятельности по соцобслуживанию населения. В связи с этим, эти общественные организации не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016 г. № 35 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году"

В какие дни пройдут основные госэкзамены для девятиклассников в 2016 г.?
Утверждено единое расписание основного госэкзамена по каждому учебному предмету для учащихся 9 классов в 2016 г.
26 мая пройдет экзамен по обществознанию, химии, информатике и ИКТ, литературе, 28 мая и 7 июня - по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский), 31 мая - по математике.
3 июня школьников ждет испытание по русскому языку, 9 июня - по географии, истории, биологии, физике.
Те, кто по уважительным причинам не смогут присутствовать на экзаменах по обязательным предметам в вышеуказанные даты, сдают их досрочно в период с 15 по 22 апреля.
Также установлены даты повторной сдачи экзаменов.
Все экзамены начинаются в 10.00 по местному времени. Приведена их продолжительность. Так, на испытания по математике, русскому языку и литературе отводятся 3 ч 55 мин., по физике, обществознанию, истории и биологии - 3 ч.
Перечислены разрешенные средства обучения и воспитания. Например, на экзамене по русскому языку можно пользоваться орфографическими словарями, по математике - линейкой и справочниками с основными формулами, по физике - непрограммируемым калькулятором и лабораторным оборудованием.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 февраля 2016 г. Регистрационный № 41114.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016 г. № 34 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году"

Расписание государственных выпускных экзаменов на 2016 г.
Утверждено единое расписание государственных выпускных экзаменов для обучающихся по программам основного и среднего общего образования на 2016 г.
Напомним, что указанные экзамены сдают в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в МЛС, в школах, находящихся за рубежом (в т. ч. в загранучреждениях МИД России). Кроме того, в такой форме аттестацию проходят лица с ограниченными возможностями здоровья, граждане, получившие среднее общее образование в рамках среднего профобразования, а также обучающиеся крымских учебных заведений.
Для девятиклассников экзамены будут проходить в период с 26 мая по 9 июня, для выпускников 11 классов - с 27 мая по 20 июня.
Установлены даты досрочной и повторной сдачи экзаменов. Определены дополнительные сроки проведения экзаменов.
Экзамены начинаются в 10.00 по местному времени.
По сравнению с прошлым годом изменена продолжительность экзаменов по отдельным предметам.
Расширен перечень средств обучения, которыми разрешено пользоваться на экзаменах. Так, на экзамене по русскому языку можно использовать не только орфографические, но и толковые словари.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 февраля 2016 г. Регистрационный № 41113.