29-00-30

293-293

г. Ставрополь,
ул. Добролюбова, 18, оф. 23

Мониторинг законодательства от 05.03.2016

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 48-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В НК РФ пропишут нормы о госпошлине при подаче заявления о выдаче судебного приказа.
Скорректирован НК РФ. Поправки связаны с введением в арбитражное процессуальное законодательство института судебного приказа.
Закреплено, что при подаче заявления о выдаче приказа уплачиваются 50% размера пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера.
При отказе в принятии к рассмотрению заявления о вынесении приказа либо при отмене приказа пошлина, уплаченная при предъявлении заявления, будет засчитываться в счет подлежащей уплате пошлины.
При возвращении заявления о выдаче приказа либо при отмене приказа уплаченная пошлина будет засчитываться в счет подлежащей уплате пошлины в случае повторного обращения с заявлением о выдаче приказа либо при предъявлении иска.
Закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.

Федеральный закон от 29 февраля 2016 г. № 34-ФЗ "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 апреля повышаются акцизы на бензин и дизель, а со следующего года - на автомобили, алкоголь и табак.
С 1 апреля 2016 г. акцизы на автомобильный бензин повысятся на 2 руб. за литр. Одновременно в целях предотвращения заинтересованности в нелегальном производстве бензина повышаются ставки акцизов на прямогонный бензин.
Акциз на дизельное топливо повышен на 1 руб. Чтобы его не пытались реализовать под видом средних дистиллятов, акцизы на последние установлены в том же размере.
Ряд акцизов повысят с 1 января 2017 г. Так, на спиртосодержащую продукцию увеличены ставки на 18 руб. за литр, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% - на 23 руб., на вино, сидр, пуаре, медовуху - на 1 руб. Со следующего года также повысятся акцизы на табачные изделия, некоторые автомобили и мотоциклы.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам.

Приказ Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@ "О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@"

Подаем декларацию по ЕСХН по новой форме.
Обновлен бланк декларации по единому сельскохозяйственному налогу. Те, кто до 12 марта не успеют отчитаться по ЕСХН за 2016 г., должны будут сделать это с применением новой формы.
Основные изменения коснулись Раздела 2 "Расчет единого сельскохозяйственного налога".
Так, в нем появилась новая строка 045 "Ставка налога,%". Изменения формы связаны с поправками в НК РФ, согласно которым на территории Республики Крым и г. Севастополя может применяться пониженная ставка налога для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.
Кроме того, декларацию больше не нужно заверять оттиском печати.
Напомним, что сдать налоговую декларацию по ЕСХН за 2015 г. нужно не позднее 31 марта.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2016 г. Регистрационный № 41224.

Письмо Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2016 г. № СД-4-3/2522@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за январь 2016 года"

Рассчитываем НДПИ в отношении нефти за январь 2016 г.
Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти за январь 2016 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 28,53 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 76,3127 значение Кц определено как 3,9560 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 5,6705).
Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой ставки с применением ряда коэффициентов. В их числе коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).
Данные для расчета НДПИ за декабрь 2015 г. приведены в письме ФНС России от 20 января 2016 г. N СД-4-3/558@.

Банковская деятельность

Постановление Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 150 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам)"

Программа льготной ипотеки продлена до 1 января 2017 г.
До 1 января 2017 г. решено продолжать применять ставку 12% в отношении ипотечных кредитов для приобретения жилья на первичном рынке. Изначально мероприятия должны были завершиться до 1 марта.
До 1 трлн руб. увеличен объем средств, направляемых на выдачу (приобретение) кредитов (займов).
По кредитам, выдаваемым с 1 марта 2016 г. до 1 января 2017 г., субсидии предоставляются на возмещение доходов до уровня ключевой ставки Банка России, увеличенной на 2,25 п.п.
Финансирование по таким кредитам прекращается в случае снижения ключевой ставки до уровня 9,5% и ниже.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2016 г.

Приказ Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2016 г. № ММВ-7-6/86@ "Об утверждении форматов представления бухгалтерской отчетности кредитных организаций в электронной форме"

Вниманию кредитных организаций: бухотчетность в электронном виде за 2015 г. представляется налоговикам по новым форматам.
Установлены новые форматы представления бухгалтерской отчетности кредитных организаций в электронном виде в налоговые органы.
Речь идет о бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах и отчете о движении денежных средств (публикуемая форма).
В новых форматах (версия 5.03) учтены изменения, внесенные ЦБ РФ в формы отчетности кредитных организаций в 2014 г.
Прежние форматы (версия 5.02) утрачивают силу.
Приказ применяется для представления бухгалтерской отчетности кредитных организаций в электронной форме за отчетный период 2015 г.

Информация Банка России от 26 февраля 2016 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"

Банк "Расчетный Дом" остался без лицензии.
26 февраля 2016 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций у ООО КБ "Расчетный Дом".
Кредитная организация размещала денежные средства в низкокачественные активы. Ею не соблюдались требования законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части своевременного и качественного представления информации в уполномоченный орган. При этом деятельность банка была ориентирована на проведение сомнительных транзитных операций.
В банк назначена временная администрация до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Согласно данным отчетности по величине активов указанный банк на 01 февраля 2016 г. занимал 661 место в банковской системе России.

Информация Банка России от 26 февраля 2016 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"

Орловский банк "ЦЕРИХ" остался без лицензии.
С 26.02.2016 у ЗАО Банк "ЦЕРИХ" (г. Орел) отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Это связано со значением нормативов достаточности собственных средств (капитала) ниже 2%, снижением размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения уставного капитала. ЗАО неадекватно оценивало принятые риски.
Надлежащая оценка кредитного риска привела к полной утрате собственных средств (капитала) банка. С конца февраля 2016 г. кредитная организация фактически прекратила операционную деятельность и не обеспечивала своевременное исполнение обязательств перед кредиторами.
Кроме того, деятельность кредитной организации была ориентирована на проведение сомнительных транзитных операций.
В ЗАО назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Банк участвует в системе страхования вкладов. Отзыв лицензии является страховым случаем в отношении обязательств по вкладам населения. Для вкладчиков предусмотрена выплата страхового возмещения в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.
По величине активов банк на 01.02.2016 занимал 453 место в банковской системе России.

Информация Банка России от 26 февраля 2016 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"

У ООО "КБ "МИЛБАНК" отозвана лицензия.
Банк России сообщает, что с 26 февраля 2016 г. отозвана лицензия на банковские операции у кредитной организации ООО "КБ "МИЛБАНК" (Москва).
Причины этой крайней меры следующие. ООО проводило высокорискованную кредитную политику и не создавало адекватных принятым рискам резервов на возможные потери по ссудам. При этом организация не исполняла требования предписаний надзорного органа о введении запретов на совершение отдельных операций, направленных на защиту интересов ее вкладчиков.
В банк назначена временная администрация. Полномочия его исполнительных органов приостановлены.
Организация является участником системы страхования вкладов. Отзыв лицензии - это страховой случай в отношении ее обязательств по вкладам населения.
На 1 февраля 2016 г. по величине активов ООО занимало 341-е место в банковской системе России.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 февраля 2016 г. № 19 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов какао-продуктов"

Вводится нулевая ставка пошлины при ввозе какао-пасты необезжиренной и какао-масла, какао-жира.
По 31 декабря 2017 г. решено применять нулевую ставку таможенной пошлины при ввозе какао-пасты необезжиренной и какао-масла, какао-жира (коды ТН ВЭД ЕАЭС 1803 10 000 0 и 1804 00 000 0).
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 38-ФЗ "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации"

Процедуры торговли в рамках ВТО упрощаются.
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации.
Протокол содержит Соглашение об упрощении процедур торговли. Оно разработано в целях дальнейшего ускорения и упрощения таможенных процедур, обеспечения их ясности, эффективности и транспарентности, сокращения издержек, связанных с торговлей.
В Соглашении предусмотрены положения, касающиеся специального и дифференцированного режима для развивающихся и наименее развитых стран.
Урегулированы вопросы сотрудничества таможенных органов.

Транспорт и связь

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 44-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"

О функционировании сетей связи спецназначения.
Урегулированы вопросы функционирования сетей связи специального назначения.
Владельцем такой сети является федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган, подразделение), который управляет ею, в т. ч. через соответствующие центры управления, и владеет на праве оперативного управления.
Сети связи спецназначения могут быть присоединены к сети связи общего пользования без перевода в категорию последней. Владельцу может быть выделен ресурс нумерации из аналогичного ресурса сети связи общего пользования.
Операторы сети связи общего пользования на основании договоров обязаны оказывать услуги присоединения владельцам сетей связи спецназначения в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством РФ.
Федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенный владельцу. Установлены основания для этого. Например, если владелец нарушил систему и план нумерации или не использует выделенный ресурс в течение 2 лет.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2016 г.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 42-ФЗ "О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "О связи" и статью 37 Федерального закона "О почтовой связи"

Срок рассмотрения претензий пользователей оператором связи сокращен вдвое.
Сокращен до 30 дней срок рассмотрения оператором связи претензий пользователей. Ранее он составлял 60 дней с даты регистрации претензии.
В связи со сложными технологическими и организационными особенностями оказания услуг междугородной и международной связи, а также услуг подвижной радиотелефонной связи срок рассмотрения претензий по ним составляет 60 дней.
С 2 месяцев до 30 дней сокращен срок рассмотрения претензий по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств в пределах разных населенных пунктов.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. № 139 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1191"

Коэффициент, применяемый при расчете платы за проезд большегрузов массой свыше 12 т по федеральным трассам, остался прежним.
С 15 ноября 2015 г. взимается плата за проезд по федеральным автодорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т.
Срок применения коэффициента 0,41 при расчете размера платы продлен до специального решения.
Кроме того, установлено, что до 30 июня 2017 г. к размеру платы не применяется ежегодная индексация в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен.
С 1 июля 2017 г. ежегодная индексация к размеру платы будет применяться исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 г. индекса потребительских цен.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2016 г.

Приказ Министерства транспорта РФ от 28 января 2016 г. № 16 "О внесении изменении в Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36"

Спецтранспорт и учебные автомобили не нужно оснащать тахографами.
Уточнены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
Так, теперь должны устанавливаться тахографы на транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами.
Не требуется оснащать тахографами специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), грузовые транспортные средства, используемые сельхозпроизводителями при внутрихозяйственных перевозках (в пределах муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальные транспортные средства.
Кроме того, не нужно устанавливать тахографы на учебные транспортные средства для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений (при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов), а также на транспортные средства, проходящие дорожные испытания в соответствии с государственными стандартами и отраслевыми документами.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 февраля 2016 г. Регистрационный № 41211.

Приказ Министерства транспорта РФ от 16 декабря 2015 г. № 367 "Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления"

По какой форме подается отчет об осуществлении регулярных перевозок?
Утверждена форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок.
По форме отчитываются юрлица, ИП, уполномоченный участник договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
Она подается уполномоченному федеральному органу власти, уполномоченному органу власти региона, уполномоченному органу местного самоуправления, с которыми заключен государственный (муниципальный) контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок, или выдавшим свидетельство об осуществлении перевозок. Это делается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля 2016 г. Регистрационный № 41208.

Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 25 января 2016 г. № 25 "О наделении федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене"

ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" наделено полномочиями органа аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" наделяется полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на ж/д транспорте и метрополитене.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля 2016 г. Регистрационный № 41205.

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30 декабря 2015 г. № 614 "Об определении официального сайта оператора единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Определен официальный сайт оператора единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных.
Официальным сайтом оператора единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных в сети Интернет определен сайт reestr.minsvyaz.ru (реестр.минсвязь.рф).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2016 г. Регистрационный № 41161.

Информация, реклама и СМИ

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 43-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации"

Уточнено, сколько должны храниться документы по личному составу.
Пересмотрены сроки хранения документов по личному составу.
Если они созданы до 2003 г., то срок хранения составляет 75 лет, а если после 2003 г., - то 50 лет.
Независимо от года создания 75 лет хранятся документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением государственной (кроме гражданской) службы.
Ранее в отношении рассматриваемых документов действовал единый срок хранения - 75 лет.
Поскольку в настоящее время ведется электронная база данных индивидуального персонифицированного учета ОПС, внесенные поправки позволят снизить расходы на содержание бумажных документов в архивах.

Иные вопросы хозяйственной деятельности

Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2015 г. № 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России"

Как проводятся торги в электронной форме при продаже имущества должников в ходе банкротства?
Утвержден новый порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества должников в ходе банкротства. Он определяет правила взаимодействия организаторов торгов, операторов электронных площадок, участников торгов и др.
Как и прежде, торги проводятся на договорной основе. Соглашение заключается между организатором и оператором электронной площадки. Для участия в торгах необходима регистрация. Уточнен перечень документов для нее. Последняя бесплатна и проводится в срок не более 3 рабочих дней с момента поступления необходимых документов.
Ранее заявка на участие представлялась в форме электронного документа, подписанного ЭЦП. Возможно было представление документов в бумажном виде. Теперь документы представляются только в электронной форме и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Пересмотрен порядок регистрации заявки. Прописана процедура определения участников торгов. Обновлен порядок проведения торгов. По результатам их проведения составляется протокол. Он размещается оператором на электронной площадке. Если торги признаны несостоявшимися, то организатор принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены. Усовершенствован порядок подведения результатов.
Приведены требования, предъявляемые к операторам и электронным площадкам.
Прежний порядок (с учетом внесенных изменений) признан утратившим силу.
Порядок применяется к отношениям по продаже имущества или предприятия должника на торгах в электронной форме, если сообщение об их продаже опубликовано в официальном издании после даты вступления в силу порядка.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 февраля 2016 г. Регистрационный № 41182.

Бюджетная система

Приказ Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 227н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"

План счетов бухучета бюджетных учреждений претерпел существенные изменения.
Скорректирован План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.
В частности, включены следующие счета: расчеты по невыясненным поступлениям; расчеты по компенсации затрат; расчеты по суммам принудительного изъятия; доходы будущих периодов от операций с активами.
Часть счетов изложена в новой редакции. Так, изменения затронули раздел 5 "Санкционирование расходов".
Введены положения о структуре номера счета Рабочего плана счетов, утвержденного бюджетным учреждением в рамках формирования учетной политики.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 февраля 2016 г. Регистрационный N 41121.

Выборы, избирательная система, референдум

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 41-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О политических партиях"

Партиям дали право не создавать единоличный исполнительный орган.
Скорректирован Закон о политических партиях.
Решения по неурегулированным Законом вопросам деятельности партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений принимаются в соответствии с уставом партии.
Установлено, что, в частности, это решения об образовании единоличного исполнительного органа, других органов (кроме руководящих и контрольно-ревизионных) и досрочном прекращении их полномочий, размере и порядке уплаты вступительных и членских взносов, утверждении годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора.
Отдельно закреплено право партии не принимать решение об образовании единоличного исполнительного органа.

Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 35-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации"

Россияне, прибывшие в Киргизию, вправе не вставать на учет в миграционных органах в течение 30 дней с момента пересечения границы.
Ратифицировано Соглашение между Россией и Киргизией о порядке пребывания граждан нашей страны на территории Республики и наоборот. Оно подписано в Санкт-Петербурге 19 июня 2015 г.
Предусмотрено освобождение граждан одной стороны, временно пребывающих на территории другой, от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в компетентных органах принимающего государства в течение 30 дней с момента въезда.

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Федеральный закон от 29 февраля 2016 г. № 33-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

Бесплатная приватизация жилья продлена еще на год.
До 1 марта 2017 г. продлена бесплатная приватизация жилья.
Дело в том, что значительная часть граждан, ожидающих расселения из аварийного и ветхого жилья, могла бы лишиться после 1 марта 2016 г. возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Кроме того, лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после этой даты, также не смогли бы его приватизировать. В связи с этим они были бы поставлены в неравное положение с гражданами, получившими и приватизировавшими жилье.
Кроме того, в Крыму продолжается инвентаризация многоквартирного жилищного фонда, передача жилых помещений и общежитий в муниципальную собственность.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 36-ФЗ "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции № 175)"

Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени прошла ратификацию.
Ратифицирована Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенция N 175). Документ был принят на 81-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 24 июня 1994 г. и вступил в силу 28 февраля 1998 г.
В Конвенции N 175, в частности, реализованы положения Рекомендаций о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин. Так, для обеспечения защиты трудящихся, в т. ч., работающих неполное рабочее время, многие из которых выполняют семейные обязанности, условия работы должны соответствующим образом регулироваться и контролироваться. Трудящимся, работающим неполное рабочее время, должна предоставляться возможность поступления или возвращения на работу с полным рабочим временем в тех случаях, когда имеется вакансия и когда изменились обстоятельства, вызвавшие ранее необходимость работы с неполным рабочим временем.
Также Конвенция N 175 предусматривает меры для обеспечения трудящихся, занятых неполное рабочее время, такой же защитой, как и находящихся в сравнимой ситуации трудящихся, занятых полное рабочее время. Это касается права на организацию, ведение коллективных переговоров; безопасности и гигиены труда; дискриминации в области труда; прекращения трудовых отношений; ежегодных оплачиваемых отпусков или оплачиваемых праздничных дней; соцобеспечения работников.
Указанные положения Конвенции нашли отражение в ТК РФ.

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 24 ноября 2015 г. № 319 "Об утверждении Форматов данных и требований к техническим, программным и лингвистическим средствам обеспечения формирования и ведения информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России"

Каким требованиям должны отвечать технические, программные и лингвистические средства, используемые для ведения Общероссийской базы вакансий?
В нашей стране создана информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России". Здесь можно найти сведения о возможностях трудоустройства, о работодателях, испытывающих потребность в работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о гражданах, ищущих работу и др.
Установлены форматы данных и требования к техническим, программным и лингвистическим средствам обеспечения формирования и ведения системы.
По общему правилу сведения должны размещаться на государственном языке нашей страны. Обеспечивается защита данных от несанкционированного доступа.
Программные средства должны состоять из программ для ЭВМ с открытым кодом.
Приведен состав используемых внешних справочников.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля 2016 г. Регистрационный № 41187.

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 11 января 2016 г. № 1п "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"

Утверждены новые формы ПФР в рамках контроля за уплатой страховых взносов.
Ранее органы контроля за уплатой страховых взносов были уполномочены утверждать формы документов, которые используются ими при реализации своих функций. В связи с этим утверждены новые формы документов, применяемых в рамках контроля за уплатой страховых взносов в ПФР. Всего - 19 форм.
Речь идет о документах, применяемых для взыскания взносов, пеней, штрафов (решения и постановления о взыскании, справки о выявлении недоимки, требования об уплате недоимки, уведомления о вызове плательщика, требования о представлении необходимых пояснений); для проведения проверок (решения о проведении выездной проверки, ее приостановлении (возобновлении), акты о ее проведении и др.). Также установлены формы решений о привлечении (отказе в этом) плательщика взносов к ответственности.
Постановление вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минтруда России от 27.11.2013 N 698н, утвердившего аналогичные формы документов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2016 г. Регистрационный № 41135.

Приказ Фонда социального страхования РФ от 11 января 2016 г. № 2 "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"

Контроль за уплатой страховых взносов на ОСС: формы документов.
Утверждены формы документов, применяемые при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов.
Речь идет о формах 1-3 ФСС, 5 ФСС, 7-21 ФСС. Они применяются в рамках взыскания недоимки, при вызове плательщика, представлении пояснений и внесении исправлений, проведении проверок, истребовании документов.
Также утверждены требования к составлению актов камеральной и выездной проверок.
Приказ применяется со дня признания утратившим силу Приказа Минтруда России об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Им установлены форма требования об уплате недоимки (28-ФСС), решения о взыскании недоимки (29-ФСС) и постановления о взыскании недоимки (30-ФСС).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2016 г. Регистрационный № 41133.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность"

Россияне теперь смогут отдыхать за рубежом спокойно.
Цель поправок - совершенствование правил ведения туристской деятельности.
В Закон об основах туристской деятельности внесены следующие изменения. К существенным условиям договора отнесена выдача до начала путешествия (минимум за 24 часа) электронных билетов "туда-обратно". Еще одно условие - оформление документа о бронировании гостиницы или иного помещения для проживания (ваучера).
Вводятся в оборот электронные путевки. Предусмотрены особенности их получения.
Закреплены положения о предоставлении туроператором перевозчику гарантий по оплате договора (банковская гарантия, банковский вклад (депозит) или договор счета эскроу).
Решено создать фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма. Размер ежегодного взноса равняется 1 % от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.
Уточнен порядок формирования резервного фонда туроператоров в сфере выездного туризма.
Закреплен перечень способов финансового обеспечения ответственности туроператора (договор страхования и/или банковская гарантия).
Скорректирован размер финансового обеспечения ответственности туроператора. 3% - на 2016 г. а с 2017 г. - 5% от общей годовой цены продукта за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 млн руб.
Пересмотрена административная ответственность в данной сфере.
Вводится аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 46-ФЗ "О внесении изменения в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Ветеранам боевых действий из числа военнослужащих предоставили льготы при поступлении в вузы.
В перечень социальных групп граждан, имеющих до 1 января 2017 г. преимущественное право приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета, включены ветераны боевых действий из числа военнослужащих. Они будут обучаться за счет бюджетных ассигнований всех уровней в пределах установленной квоты.
На сегодняшний день указанное право имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2016 г. № 72 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году"

Расписание ЕГЭ на 2016 г.
Утверждены расписание и продолжительность проведения ЕГЭ по каждому учебному предмету на 2016 г.
Основную часть учебных предметов по ЕГЭ можно будет сдать в период с 27 мая по 20 июня. Досрочная сдача ЕГЭ будет проходить в период с 21 марта по 9 апреля. В эти же сроки можно сдать экзамены по предметам, освоение которых завершилось ранее.
Для лиц, повторно допущенных в текущем году к сдаче экзаменов по соответствующим учебным предметам, и выпускников прошлых лет предусмотрены дополнительные сроки сдачи ЕГЭ - 15-23 апреля и 22-30 июня.
Как и в прошлом году, ЕГЭ по всем предметам начинается в 10.00 по местному времени.
Изменилась продолжительность экзамена по отдельным предметам. Так, ЕГЭ по математике профильного уровня, физике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), обществознанию и истории длится 3 часа 55 минут. Экзамен по русскому языку и химии - 3 часа 30 минут. По математике базового уровня, биологии, географии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) (кроме раздела "Говорение") - 3 часа. На раздел "Говорение" при сдаче иностранного языка отводится 15 минут.
Перечень используемых на экзамене средств обучения остался прежним. На ЕГЭ по математике можно использовать линейку, по физике - линейку и непрограммируемый калькулятор, по химии - непрограммируемый калькулятор, по географии - линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор.
Прежнее расписание проведения ЕГЭ по каждому учебному предмету признано утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2016 г. Регистрационный № 41219.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2016 г. № 36н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи"

Комплектация укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи: новые требования.
Установлены новые требования к комплектации препаратами и медизделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи.
Требования к комплектации дифференцированы в зависимости от назначения укладки (набора): общепрофильное, специализированное (реанимационное), акушерское, реанимационное, реанимационное неонатальное, реанимационное педиатрическое.
Так, в частности, общепрофильная укладка комплектуется препаратами следующих групп: для лечения функциональных нарушений кишечника; алкалоиды белладонны, третичные амины; адсорбирующие кишечные препараты. Также это витамины, препараты кальция, другие минеральные вещества, антитромботические средства и пр.
Укладки и наборы для оказания скорой медицинской помощи должны комплектоваться лекарственными препаратами, зарегистрированными в России. Лекарственные препараты из комплектов не могут быть заменены препаратами других наименований.
Наборы для оказания скорой медицинской помощи размещаются в саквояже (сумке, рюкзаке) с прочными замками (фиксаторами), ручками и манипуляционным столиком.
Для сбора и утилизации отходов, образовавшихся при оказании скорой медицинской помощи, должны использоваться мешки для медицинских отходов классов А или Б.
Прежние требования к комплектации укладок и наборов признаны утратившими силу.
Приказ вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 февраля 2016 г. Регистрационный № 41191.

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"

В арбитражном процессе введен институт приказного производства.
Решено внедрить в арбитражный процесс такую ускоренную форму производства, как судебный приказ. Введена соответствующая глава.
Перечислены требования, по которым может выноситься судебный приказ. Во-первых, если они вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на предоставленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются. Во-вторых, если требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта. При этом цена заявленных требований в обоих случаях не превышает 400 тыс. руб. В-третьих, если заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций. Максимальный размер - 100 тыс. руб.
Закреплены положения о форме и содержании заявления о выдаче судебного приказа, основания для возвращения заявления. Установлено содержание судебного приказа.
Судебный приказ, определение о его отмене должны размещаться на сайте арбитражного суда не позднее следующего дня после вынесения.
В связи с введением приказного производства в АПК РФ внесен ряд корреспондирующих изменений.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 45-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"

Об унификации процедур, применяемых судами общей юрисдикции и арбитражами.
Скорректированы ГПК и АПК РФ. Изменения направлены на унификацию процедур и правил, применяемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Судебный приказ теперь будут выносить, если размер взыскиваемых сумм или стоимость истребуемого движимого имущества не превышают 500 тыс. руб. При этом в перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ, включены требования о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи; обязательных платежей и взносов с членов ТСЖ или строительного кооператива.
Введена упрощенная процедура рассмотрения "малых исков", т. е. дел с небольшой ценой иска (до 100 тыс. руб.), и бесспорных требований. Главным отличием является их рассмотрение без вызова сторон по представленным сторонами документам в строго определенных законом случаях, а также, по желанию сторон, в иных случаях. Данная процедура предполагает рассмотрение дел по существу с учетом позиции обеих сторон спора, но с сокращенными временными и финансовыми затратами сторон и временными затратами суда.
Закреплено, что судебные акты, принятые по результатам рассмотрения дел в порядке приказного и упрощенного производств, пересматриваются в судах апелляционной и кассационной инстанций без вызова лиц, участвующих в деле, с предоставлением им права направить в суд объяснения по делу до дня рассмотрения соответствующей жалобы, представления в судебном заседании.
Закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Постановление Конституционного СФ от 25 февраля 2016 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.С. Лымарь"

Женщинам, обвиняемым в квалифицированных убийствах, должны обеспечить возможность рассмотрения дела с присяжными!
Предметом проверки стали нормы о подсудности уголовных дел.
Данные положения перечисляют составы преступлений, дела по которым подсудны областным и равным им по уровню судам.
По ходатайству обвиняемого к рассмотрению его дела по преступлению из числа указанных могут быть привлечены присяжные заседатели.
Условие - по данному делу в качестве наиболее строгого вида наказания могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
В то же время в силу УК РФ пожизненное лишение свободы или смертная казнь женщинам не назначаются.
Тем самым для женщин исключена возможность рассмотрения их дел с участием присяжных независимо от категории вменяемых преступлений.
Ранее КС РФ пришел к выводу, что аналогичное отсутствие у несовершеннолетних возможности рассмотрения дела с участием присяжных (по тем же причинам) оправданно. Причем не важно, какого пола обвиняемый в таком случае.
На этот раз КС РФ озвучил иные выводы.
Нормы признаны неконституционными в той мере, в какой они не позволяют рассмотреть дело с участием присяжных в случае, когда женщина обвиняется в квалифицированном убийстве (т. е. по ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Причина - нормы это не допускают несмотря на то, что подобная возможность есть у мужчин, обвиняемых в таком же преступлении.
Такой подход не отвечает принципу юридического равенства, ограничивает женщин в реализации права на законный суд и в конечном счете - в праве на равную с мужчинами судебную защиту.
Кроме того, этим неправомерно ограничивается и право граждан на участие в отправлении правосудия в качестве присяжных.
Законодатель должен внести в УПК РФ необходимые изменения.
При этом КС РФ определил порядок реализации своей позиции.
Так, дела по обвинению женщин в совершении упомянутых преступлений могут быть рассмотрены с участием присяжных (при соблюдении иных необходимых условий, применяемых к мужчинам).
Однако такое возможно только в случае, если судебные заседания по данным делам еще не назначены на момент вступления данного постановления в силу.
Если же судебные заседания по делам уже назначены к рассмотрению, подсудность и состав суда изменить нельзя в т. ч. в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 40-ФЗ "О внесении изменений в статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Расширены возможности суда по оглашению показаний потерпевших и свидетелей в уголовном процессе.
Если потерпевший или свидетель не явились на судебное заседание, суд вправе по ходатайству стороны или собственной инициативе принять решение об оглашении ранее данных ими показаний и воспроизведении видеозаписи или киносъемки следственных действий, производимых с их участием. Это возможно, если неявка лица обусловлена его смертью или тяжелой болезнью, стихийным бедствием или иным чрезвычайным обстоятельством, а также при отказе потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда.
Данный перечень причин неявки дополнен еще одной - если в результате принятых мер установить место нахождения потерпевшего или свидетеля для вызова на заседание не представилось возможным.
При этом во всех перечисленных случаях (кроме смерти лица) суд может принять вышеуказанное решение при условии предоставления обвиняемому (подсудимому) в предыдущих стадиях производства по делу возможности оспорить эти доказательства предусмотренными законом способами.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 39-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы"

Договор России и Южной Осетии о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, прошел ратификацию.
Ратифицирован Договор России и Южной Осетии о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы.
Предусматривается, что лицо, осужденное к лишению свободы на территории одной из Сторон, может быть передано на территорию другой для отбывания назначенного ему наказания.
Осужденный или его законный представитель могут ходатайствовать о передаче как перед государством вынесения приговора, так и перед государством исполнения приговора.
Запрос о передаче осужденных может быть направлен как одним, так и другим государством.

Международные отношения

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 37-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Непала об урегулировании взаимных финансовых обязательств и требований, связанных с операциями бывшего СССР"

Непал сможет погасить просроченный долг перед Россией с 35-процентной скидкой.
Ратифицировано межправительственное Соглашение России и Непала об урегулировании взаимных финансовых обязательств и требований, связанных с операциями бывшего СССР. Оно подписано в Москве 24 февраля 2015 г.
По состоянию на эту дату общая сумма задолженности Непала по предоставленным в период бывшего СССР кредитам составила эквивалент 1,8 млн долл. США. Речь идет о задолженности по госкредиту по Соглашению об экономическом и техническом сотрудничестве в сумме 1,07 млн советских рублей; по коммерческому кредиту, предоставленному непальскому импортеру, в сумме 3 692,06 долл. США.
Имеются обязательства России по возврату остатка средств, числящихся на корреспондентском счете непальского банка во Внешэкономбанке, в сумме 3 311,41 долл. США.
На протяжении длительного периода времени урегулировать взаимные претензии не удавалось из-за требований непальцев о полном списании своей задолженности.
При выработке позиции российской стороны по рассматриваемому вопросу учтены положения Меморандума о взаимопонимании от 17 сентября 1997 г. о присоединении нашей страны к Парижскому клубу кредиторов в качестве полноправного члена-кредитора, предусматривающего обязательство предоставлять т. н. "первоначальные" скидки к суммам задолженности стран-дебиторов. Как следствие, удалось в предварительном плане согласовать применение в отношении долга 35%-ной скидки. Существуют другие условия урегулирования взаимных финансовых обязательств. Сумма задолженности Непала перед Россией, выраженная в советских рублях, подлежит пересчету в доллары США на основании официального курса рубля Государственного банка СССР, составляющего 0,6 руб. за 1 долл. США. Долг уменьшается на размер встречных требований к нашей стране. Остаток должен быть погашен единовременным платежом в течение 3 месяцев с даты вступления соглашения в силу.
Реализация соглашения позволит обеспечить единовременное поступление в федеральный бюджет 1,2 млн долл. США.